^Вверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Get Adobe Flash player

Электронная очередь

Персональные данные

Телефон доверия

Горячая линия

Советы логопеда

( 1 Голос ) 

Советы логопеда

Говорите правильно!

Образец  родного языка, культуры речи -  речь родителей.

В речи взрослых людей иногда встречаются следующие недостатки:

  • Нечетко артикулированы звуки  в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как
  • пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями
    местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к со
    держанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Машенька , вымой ручки! Сашенька, убери  чашечку со столика!); засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям без уточнения и т.д.

 

Важно придерживаться следующих правил:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривал, окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно
    ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми         словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно ис­пользуя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ре­бенка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми  доброжелательный тон.

 

Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

                                          Артикуляционная гимнастика


Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики


1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

 

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников.

        Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
        У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.
        Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
• картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.
• Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
• Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.
• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ.
        Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
        Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.
        Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
        Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.
        Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.
        После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.
        Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.
        Все конечно же помнят игру своего детства "испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.
        Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".
        Можно предложить и такие игры-упражнения. •лопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.
        Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.
        Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).
        Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

"ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА"

01.10.2018

Обращаясь к теоретическим основам логопедии, Н. В. Дурова в работе "Формирование фонематического слуха детей"(1996) раскрывает в чем заключается особенность этой человеческой универсалии, что такое фонематический слух и как его развивать у детей.

В русском языке, как и в любом другом языке, различается внутренняя, смысловая и внешняя звуковая его сторона. Звуковая сторона языка составляет его материальную форму, выраженную в фонемах.

Мы воспринимаем человеческую речь, а затем понимаем ее и овладеваем ею благодаря тому, что с самого раннего возраста у нас развивается сенсорная способность к восприятию речи – фонематический слух.

Исследователи по-разному подходят к пониманию сформированности фонематического слуха, но их объединяет признание, что к двум годам «первичный» фонематический слух достигает такого уровня, когда он становится основой общеречевого развития дошкольников.

Говоря о развитии речевого восприятия, авторы пользуются разными терминами, фонематический слух, речевой слух, фонематическое восприятие и даже фонематические представления.

Чтобы уяснить, что же такое фонематический слух, проанализируем, вкладывают ли авторы в эти термины одно и тоже содержание или эти понятия различны.

Рассмотрим, как характеризовали речевой слух различные исследователи речевого развития детей.

Б. Г. Ананьев, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, С.Л.Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин под речевым слухом понимали способность ребенка слышать отдельные звуки и их последовательность в словах, то есть способность воспринимать слово в его звуковой целостности и способность понимать смысл речи.

Е. В. Язовицкий к этой способности воспринимать слова в их звуковой целостности добавляет еще и умение различать самые разнообразные оттенки в их звучании, в произнесении различных сочетаний, предложений, фраз.

С. Ф. Иванова рассматривает речевой слух как специальную психолингвистическую способность человека, уделяя особое внимание не только его воспринимающей, но и его воспроизводящей функции.

Следовательно, она понимает речевой слух как основу развития  речи: восприятия и воспроизведения речи, усвоения фонологических тонкостей языка и развития речевых способностей.

А. И. Воскресенская, В. Г. Горецкий, М. Ф. Фомичева рассматривают фонематический слух как способность слышать и выделять каждый отдельный звук среди других звуков слова, то есть фактически они близки к отожествлению фонематического слуха и звукового анализа слов.

Следует выделить, что речевой слух является специальной психолингвистической способностью человека: к ней относится способность воспринимать и воспроизводить звучащую речь, слышать, распознавать и передавать все фонологические средства языка и соотносить их с установленными нормами, эталонами. Речевой слух имеет сложное строение, его компоненты:

  • физический слух, т.е. способность воспринимать звучащую речь в данных диапазонах громкости.
  • фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизво­дить все звуки речи, соотнося их с "решеткой фонем" данного языка.
  • звуковысотный слух, т.е. способность ощущать и воспроизводить в речи ее тембровую окраску (мелодику, тон).
  • чувство ритма и темпа - способность ощущать и воспроизводить в речи темп и ритм, предлагаемые каждой конкретной-ситуацией.
  • чувство ударения (лексического, синтагматического, логического), без которых не возможно построение правильной литературной речи.

Следовательно, фонематический слух является только одним из компонентов речевого слуха.

Что же понимают исследователи под ''фонематическими пред­ставлениями''?

Фонематические представления, по мнению Б. Г. Ананьева,вырабатываются у ребенка в результате звуковою анализа и выражаются не только в умении называть звуки по порядку их следования в слове, но и в способности дифференцировать их. Таким образом, под фонематическими представлениями он понимает высокий уровень овладения звуковым анализом слов.

Л. К. Назаровапишет, что фонематические представления формируются как результат наблюдения ребенка за различными вариантами фонем. В них входят умениясопоставлять фонемы и обобщать их, т.е. способность воспринимать каждый звук как один и тот же в различных вариантах звучания (ма, мо, му, мы или ми, мя, ме, мё). Именно в этих умениях она видит предпосылки  формирования   фонемного анализа слов.

Таким образом, эти исследователи под фонематическими представлениями понимают формирующуюся в процессе звукового анализа способность к тонким фонемным различиям.

Если фонематический слух - это способность к слуховому восприятию речи, то фонематические представления - это сложные умения, представляющие аналитическую деятельность в звучащей материи языка, очень тонкую дифференциацию звуков, сопоставление и обобщение фонем. Поэтому неправомерно употреблять рядоположенно эти термины.

Рассматривая различные понимания и определения фонематических представлений и фонематического восприятия, легко убедиться, что все авторы под этими понятиями имеют одно и то же: специально воспитанные у ребенка очень гонкие фонемные различия и специальные действия, направленные на овладение детьми действием звукового анализа слова, наанализ собственной речи, т.е. эти термины ониупотребляют рядоположенно, включая в них одно и то же содержание. Но это содержание в корне отличается от того, которое терминологично выражается как "фонематический слух".

Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова. Значит, к школьному возрасту дети должны полностью овладеть фонетической системой родного языка: слышать и дифференцировать все звуки речи, уметь правильно их произносить. Поэтому наравне с задачей формирования фонематического слуха выступают задачи развития речемоторной сферы ребенка и воспитания звуковой культуры речи. Основой ориентировочной деятельности ребенка, способом обследования звуковой структуры слова может служить интонационное выделение звука в слове.

Так, чтобы ребенок мог услышать в слове отдельный звук, именно звук, а не слово, нужно произносить особым образом, выделяя нужный звук голосом. В зависимости от характеристики выделяемого звука его нужно произносить либо дольше других: ррручка, сорррока, милиционерррр, либо громче и четче всех звуков в слове: Туфли, сТол, роТ. Такое подчеркнутое произнесение звуков выступает способом обследования звукового состава слова и позволяет выделить любой звук, независимо от его характеристики и позиции в слове. Тем самым, такое произнесение выступает как обобщенный способ выделения звука в слове. Слово при этом не разрушается, а выступает в том же звуковом единстве, что и при нормативном его  произнесении. Также ребенок учится управлять собственным артикуляционным аппаратом

Однако, обследование звукового состава слова с использованием интонационного выделения звука выступает как процесс обучения действиям по использованию "первичного" фонематического слуха, и сам фонематический слух под влиянием такого обучения развивается, совершенствуется.

Для формирования фонематического слуха рекомендую следующие упражнения.

"ХЛОПНИ В ЛАДОШИ"

Педагог показывает детям предмет, на более поздних этапах предметную картинку и называет:"Вагон". Затем объясняет детям: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я буду произносить слово правильно, вы хлопните в ладоши". Воспитатель произносит :"Вагон- вакон- факон- вагон- вагом". А дети, услышав верно сказанное воспитателем слово, хлопают в ладоши.

"РАССТАВЬ  ПРАВИЛЬНО"

Педагог выставляет на наборном полотне картинки, названия которых очень близки:

Например:

-рак, лак, мак, бак;

-сок, сук;

-дом, том, ком, лом, сом;

- коза, коса;

лужи, лыжи.

Затем называются логопедом 3-4 слова в определенной последовательности, а дети должны подобрать соответствующие картинки и расставить их на наборном полотне в названном порядке.

v "ЧЕТВЕРТЫЙ  ЛИШНИЙ"

Педагог произносит слоговой ряд, например: на-на-но-на.

Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее (какой слог лишний).

Затем слоговые ряда усложняются следующим образом: на-но-на-на;

 ка-ка-га-ка; па-ба-па-па.

v "СКАЖИ ПРАВИЛЬНО"

Педагог намеренно произносит в словах неверно звук, а дети должны сказать слово правильно). Например:

Чтобы чай был сладким, нужно положить захар(сахар).

У Коли заболел суп (зуб).

Я маленький миска(мишка).

Я люблю есть лёд(мёд).

От меда у меня заболел суп(зуб).

Мне зуб лечил грач(врач).

v "ЗАКОНЧИ   СЛОВО"

Логопед произносит часть слова, а дети должны его закончить. Например, "Ру-рука, рубашка, рубанок, ручка, русский, рубль, ругает".

v   При решении пропидевтических задач используются стихотворения:

О ЗВУЧАНИИ СЛОВ:

У травы - зеленые слова

И слышны они едва-едва.

А у ветра- синие слова,

И от них кружится голова.

А у солнца- столько ясных слов:

Красных песен, золотых стихов.

Всей друзей сегодня я зову

слушать солнце, ветер и траву.

Сапгир

О МНОГОЗНАЧНОСТИ СЛОВ:

"Лукич"

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

Я.Козловский

(Смотреть приложение 12. Электронные копии документов. Презентация "Особенности формирования фонематического слуха").

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей.- М., 1996.

2. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков.- СПб., 2006.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д., 2007.

4. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка. -М., 2008.

5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками.- М.,2003.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. © 2013 "Детский сад комбинированного вида №29".
    Разработка «Детский сад комбинированного вида №29» Яблонька.